TY - JOUR TI - Когнитивные процессы в преподавании: связь с достижениями учащихся в математике T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - когнитивные процессы KW - основная школа KW - практики преподавания KW - математика KW - PISA KW - TIMSS KW - структурное моделирование AB - Ларина Галина Сергеевна - кандидат наук об образовании, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании. E-mail: larina.gala@gmail.comКапуза Анастасия Васильевна - научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. E-mail: akapuza@hse.ruНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики».Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20.В современном информационном обществе школьное образование должно обеспечивать развитие умения решать незнакомые задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации, принимать решения в ситуации неопределенности. Экспериментально установлено, что такие умения можно сформировать, если чаще использовать на уроках задания, в решение которых вовлечены когнитивные процессы высокого порядка. Однако остается открытым вопрос об эффектах использования таких заданий для усвоения предметных знаний, в частности по математике. На данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», включающего тесты TIMSS и PISA, авторы оценивают представленность в повседневной учебной работе практик преподавания, вовлекающих два типа когнитивных процессов — высокого и низкого порядка, и их связь с характеристиками учителей. Также рассматривается связь между этими практиками и результатами учащихся по математике в конце 9‑го класса. Установлено, что использование и тех и других практик положительно связано с результатами учеников по математике. Однако задания, вовлекающие когнитивные процессы высокого порядка, дают более сильный положительный эффект с точки зрения результатов по математике в 8‑м классе и спустя один учебный год. Эффекты практик преподавания, направленных на развитие когнитивных навыков низкого порядка, спустя год теряют значимость или становятся отрицательными. Показано, что использование рассматриваемых практик не связано с такими характеристиками учителя, как квалификационная категория или полученное образование. AU - Г. С. Ларина AU - А. В. Капуза UR - https://archive_vo.hse.ru/2020--1/352180329.html PY - 2020 SP - 70-96 VL -